В неделю блудного сына
Человек некий име два сына Лук. гл. 15. ст. 11.
Под именем двух сынов представляет нам Евангелие два различныя состояния, праведных и неправедных, добрых людей и худых. Одни из них ревностнейшия последователи святаго закона Божия; другия упрямыя онаго презрители; одни утешаются в объятиях у добродетели, другия подлыя страстей своих невольники; одни не думают, чтоб их желание сии видимыя вещи совершенно удовольствовать могли, но простирают мысли свои далее, а именно: к блаженной вечности; другия, яко безсловесныя животныя, думают, что все человеческия радости с сею жизнию окончаться должны и надеждою будущих лучших благ себя не утешают.
Правда, что в мире сем, по Апостольскому слову, несть праведен никтоже, то есть, нет ни одного, которой бы греха не имел, и дерзнул бы пред судом Божиим сказать, что я праведен: но святое слово и тех почитает титлом праведных, которыя не ожесточены в неправде, которыя признают свои пред Богом недостатки, и в подвиге добродетели по силе своей при помощи Божией упражняются. Совершенныя бо праведники суть на небе, куды никакая не входит скверна, и где сам Бог есть всяческая во всех. Мы, слушатели, которыя живем на земли, в сей юдоли плачевной; мы, которыя смертную сию влечем жизнь и непрестанно боремся со страстями, имеем нужду поговорить о различном состоянии праведных и не праведных, какое есть в мире сем. А Ты, Отче небесный! раствори благодатию Твоею беседу нашу.
Между добродетелию и пороком вечная брань;
Добрые люди все свои дела управляют по закону и по разуму: знают они, что последовать склонностям есть то, что чрез краткое время увеселять себя; но поступка основанная на разуме всегдашним совести человеческой есть утешением. Сказывают, что будто некоторый человек некогда нашол такой камень, которой когда носил на руке, то оной человек невидим был. Ежелиб сей камень нашел честный человек, так пишет некоторой язычник, то он тотчас бы его бросил: ибо честной человек так поступает, что хочет от всего света видим быть; а сие сходно с Евангельским словом, которое хочет, чтоб истинный Хриcтианин был яко свет в мире.
Но худые люди стремительно несутся туда, куда их влечет собственная страсть, куда манят приятности чувств и соблазны мирския; а чрез то опровергают разума закон, который нам от Бога дан вместо светильника показывающаго путь к благополучию. Вот Блудный сын, который сскочив с благополучно плывущаго корабля отеческаго правительства, бросился в бурю своевольства: не захотел жить при мудрых отеческих глазах, но захотел в других странах погулять, или как ныне говорят, повидеть свет; а сей веселый свет, кроме, что развратил нравы, в наибеднейшее привел его состояние.
Добрые люди спокойны: ибо веселятся чистотою совести, которая внутренними обличениями не терзается. Не полную ли радость чувствуют они, когда кто из них воображает себе, что я в
Но худые люди всегда безпокойны. Днем они вредными для других заботами и своевольными суетами мучатся; а ночью отходит сон от глаз их, и занимает мысли черная меланхолия. Ибо вместо сладкаго по трудах покоя предстанет с своим судом совесть, и представит все обиды другим от них нанесенныя; представит слезы, которыя ими обиженные проливают ко Всевидцу Богу; представит все те опасности, которыя неминуемо за худыми поступками следуют. Совесть бо всякаго есть неумолимый Судия: безпристрастно разбирает дело, и осуждает или оправдает; а ежели кто и совесть совсем потерял, чему кажется статься не льзя, тот тем окаяннее, что последнюю потерял надежду ко исправлению.
Добрые люди, правда, некогда смущаются; а наипаче, когда или за добродетель свою не только не получают достойнаго награждения, но ещё и гоними бывают; или когда видят, что злые люди во всяком живут благополучии. Но сии привидения промысл Божий разгоняет, и сие волнение утихает, когда они разсуждают, что сама собою добродетель есть истинное человеческое щастие, и что сие видимое безпокойство на вечный переменится покой. Один святейший Пророк с жалобою вопиет к Богу: Господи! что яко путь нечестивых спеется? Но тотчас утешает себя сими от лица Божия словами: близ еси ты, Господи! уст их; далече же от утроб их. То есть, Ты их в надежде исправления наружным благополучием утешаеш; но как беззаконников внутренняго не удостоиваеш.
Почему, хотя худые люди и всяким щастием некогда процветать нам кажутся: но сей цветок скоро увядает, и не все то, что блещется, злато есть. И для
Добрые люди мыслями своими прилепляются к Богу, и всех своих дел за основание полагают благочестие. Они сию жизнь почитают за временное жилище, а непрестанно очи сердца своего возводят к горнему блаженному отечеству. После некоторой Спасителя нашего проповеди, которая плотской мудрости не понравилась, многие из учеников отстали от него. Подвигшися сожалением о них сострадательнейший Учитель наш, оставшимся при нем ученикам сказал: еда и вы хощете итти? тогда вместо всех отвечал ему Симон Петр: Господи! к кому идем? глаголы живота вечнаго имаши. Ах! дражайший Учитель! возможно ли, чтоб мы мучимые жаждою от Тебя источника живаго отлучилися? мы охотно Тебе последуем, только Ты не скрой лица Твоего от нас грешных, свете незаходимый!
Но худые люди столь мало о благочестии думают: что, кажется, почитают себя рожденных для сей токмо жизни. Они удаляются от Бога, в соединении с которым самые язычники благополучие человеческое поставляли. Нынешнее Евангелие, говоря о Блудном сыне, сие от Бога удаление означает сими словами: отъиде на страну далече: а вот, что Псалмопевец к Богу говорит: се удаляющиися от Тебе погибнут. О таких людях можно сказать, что им душа дана будто вместо соли, чтоб не согнили.
Добрые люди с прилежанием и усердием упражняются в своем звании, в которое их Бог призвал. Рачительный земледелец учреждает свою бразду палимый жаром и потом обливаяся; усердный воин отечество кровию своею защищать не отрицается; купец вверяет себя морским волнам, и яко пчела для общества собирает мед; Пастырь церковный не спит о стаде своем, и вперяет ум свой во глубину Божественнаго закона; верьховный начальник размышляет о благополучии своих, и всех нужды в единой своей объемлет главе. Когда Блудный сын по чужим гулял странам; когда имение отеческое расточал с любодейцами: тогда старший сын был на селе, то есть, как видно, в трудах, говорит история Евангельская.
Но худые люди всегда в гулянии и в роскошах. Ныне веселости, завтра утехи, после завтра тож. Днем гуляют, ночью гуляют, да и во сне гуляют. Да слышат таковые Евангельское увещание: блюдитеся, говорит оно, да не како отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу час тот; час, в которой всяк от своих дел осудится, или оправдится.
Добрые люди употребляют свои дарования в пользу других: разум к наставлению или словом, или писанием; красноречие на преклонение сердец к последованию добра; богатство к снабдению бедных людей; честь и достоинство к защищению обидимых, к подкреплению изнемогающих; а употребляемыя в пользу других таланты Бог усугубляет. Они могут ему сказать: Господи! два таланта ми еси предал: се другия два таланта приобретох ими.
Но худые люди Божия данныя им дарования употребляют во зло: разум на ябеды и на хитростныя для ближняго своего подкопы; богатство на роскоши; учение на сочинение басенок и соблазнительных книжек; учение, которое было бы источником истиннаго нравоучения, ежели бы на доброй конец употреблено было. Такие впротчем сколько о себе ни думают; но они должны почитаемы быть ниже человека с наименьшими дарованиями, но другим не вредящаго.
Добрые люди искренносердечны, и для того и врагов своих любят. В их сладких устах часто слышится оная Давидова песнь: с ненавидящими мира бех мирен Целомудренный Иосиф, увидев своих братьев, от которых иноплеменникам продан был, заплакал: а сими от нехитростнаго сердца текущими слезами, как бы угасил пламень гнева, которой возгорел бы в другом против предателей своих. Я в таких душах, как в чистейших зерцалах, усматриваю сияющую Божию святейшую простоту.
Но худые люди ненавидят добрых, да ещё, что удивительно, за самую их доброту. Они хотя с ними обходятся и ласково; но в сердце своем скрывают яд злобы. Повествует история, что Афинейский Аристид, прозываемый Праведным, встретился некогда с поселянином, который поселянин просил его, чтоб он написал имя Аристидово на осуждение. Знает ли он Аристида, и за чтоб его осуждал, спросил поселянина Аристид: я Аристида не знаю, ответствовал поселянин, и он мне никакой обиды не сделал; но
Добрые люди обществу полезны. От них процветают государства; ибо от них происходят добрыя советы, от них постоянныя дружбы, не разрешимые союзы, не притворные миры; их упражнение есть источник богатства, а добрыя поступки школа нравоучения. От них не затрубит воинская труба, не загорится войны пламень. В благословении правых, по слову Соломонову, возвысится град; усты же нечестивых раскопается.
Но худые люди суть вредительнейшею язвою обществу. Кто продает правду, кто бедных грабит, кто завидует, клевещет, хитрствует, чужих трудами роскошствует, или собственную свою только смотрит пользу? кто, когда не тот, которому честность и совесть без пользы есть пустое имя? Ежелиб сии плевелы исторгнуты были из общества человеческаго рода: не увидели ли бы мы возвратившияся к нам златыя веки?
Добрые люди Богу любезны, и добродетель их не может остаться без награждения. Они когда не в мире сем прелюбодейном и грешном, то неотменно на небе за скорбь получат не описанную радость, за скудость неистощаемое богатство, за чистосердечие блаженнейшее лицезрение Божие, вместо сожития с худыми людьми приобщатся к блаженнейшему лику Ангелов, Архангелов и всех праведных духов.
Но худые люди и здесь наказываются, и там на вечное наказание осудятся. Ибо здесь для кого обличения, выговоры, обезчещения, тюрьмы, узы и другия подобныя наказания, когда не для злых людей? а в будущем веке для них же приготовлен скрежет зубов, не умирающия черви, не угасающие огни, тартар, сожитие с демонами, и конечное отвержение от Бога. Несть бо радоватися нечестивым, глаголет Господь.
Усмотря двух противных состояний различие, нет трудности, Слушатели, узнать, которое из них одно другому предпочтено быть должно. Мы хотя не можем сказать пред Богом, что мы праведны; но можем сказать: Отче! согреших на небо и пред Тобою, а Бог, яко чадолюбивый Отец, предвидев благое намерение наше, потечет нам в стретение, нападет на выю нашу, и облобызает нас лобзанием святым, котораго лобзания сладость здесь несколько понимается, а совершенно чувствуется на небеси, Аминь.