В неделю Ваий
Рцыте дщери Сионове: се Царь твой грядет тебе кроток, от Матфея 21, 5
Видя днесь Церковь Божию, со всяким благочинием собравшуюся, уверяю себя, что вижу я духовный Иерусалим, таинственный Сион, град Бога живаго. Да вкупе умными очами зрю и божественнаго Избавителя, предуготовляющаго свое преславное, не в земный оный Иерусалим, но в души ваши вшествие, и желающаго в сердцах ваших вечную себе поставить обитель. Ибо сам он сказал: идеже собрани будут два или трие во имя мое, ту есмь и Аз посреде их.
Почему имея от Евангелия повеление, чтоб о том всей Церкви возвестить, велегласно во уши ваши вопию: се Царь ваш грядет, грядет вам кроток. Сколь ни вожделенно само по себе его пришествие, но тем оно радостнее, что препровождаемо есть кротостию: се царь твой грядет тебе кроток. Хотя вся его жизнь украшаема была сею добродетелию, но обрадовал он нас ею наипаче тогда, когда шествовал во Иерусалим с тем, чтоб положить основание новаго завета, и оной своею кровию запечатать; с тем, чтоб объявить себя Законодателем Евангельския благодати, и ея действие поставить правилом веры и любви.
Так ежели великий Законодатель наш есть столь кроток и тих, что не приводит в суетное удивление наружною пышностию, и не поражает смертных сердца страхом; ежели он, по Пророческим словам, не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиях гласа его; ежели он послушлив был даже до смерти; ежели он и за распинателей своих молился: то какой его может быть закон; какой? разве кроткой, снисходительной, утешительной, радостной.
Но понеже сия материя и сама чрез себя есть важная, и нам, яко Христианам, весьма полезная, а иным малое, может, о ней просвещение имеющим и неотменно нужная: так изследуем, какое есть свойство или характер Евангелия? А ты, Христе Спасителю! истинну Евангелия чрез слово Твое в сердцах наших насади, насажденную благодатию Твоею напои, а добродетелию возрасти.
Чтоб ясное иметь нам понятие о Евангелии, надобно наперед знать, что есть закон, и какия его свойства? Под именем закона разумеем мы врожденную всякому человеку силу, по которой узнает он, что добро, и что худо, что делать, и что не делать надобно. Сей закон называется естественный, по правилам котораго точно поступать мы совестию своею обязаны. Кто сей закон совершенно исполнит, тот пред судом Божиим есть праведен, поелику исполнил все то, что ему в законе ни предписано.