В неделю сыропустную
Радуюся и веселюся, видя днесь Церковь Божию множеством чад своих украшаемую и всех вас с великой охотою собравшихся.
Ибо когда на светлые ваши взираю лица, сие почитаю за великое знамение душевного вашего удовольствия, якоже из премудрых некто сказал: сердце веселится, цветет лицо. Читать далее »
В понедельник первыя недели
Великое днесь чувтсвую я удовольствие, когда на вожделенные ваши взираю лица, и не столько чадолюбивые родители радуются Читать далее »
В неделю мясопустную
Приидет Сын человеческий в славе своей Матф. гл. 25. ст. 31.
Было пришествие первое; будет же и второе: первое было смиренное, второе будет славное: первое подобно было дождю сходящему на руно и капли каплющей на землю: второе подобно будет молнии, которая осветив Восток вдруг досягает и до Запада: осветит молния его вселенную, увидит и подвижится земля, горы яко воск растают от лица Господня, от лица Господа всея земли. Ибо в первом сын человеческий пришел спасти мир; во втором приидет судити мир.
И понеже сей суд имеет быть с тем, чтоб воздать всякому по вере его и по делам его, следовательно суд сей страшен только будет неверным и нераскаянным грешникам: а верным и в благочестии до смерти пребывшим желателен и радостен. Те вострепещут чувствуя изливаемую на себя чашу ярости гнева Божия: а сии возвеселятся приемля несказанное награждение за подвиг веры и добродетели. Одни от горести духа будут кричать горам, падите на ны; и холмам, скрыйте нас: другие в веселом восторге петь будут песнь пристойную браку Агньчу. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руки свои умыет в крови грешника; и речет человек: аще убо есть плод праведнику; убо есть Бог судяй им на земли.
В неделю мясопустную
Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет в славе Отца своего со ангелы святыми
В неделю блудного сына
Человек некий име два сына Лук. гл. 15. ст. 11.
Под именем двух сынов представляет нам Евангелие два различныя состояния, праведных и неправедных, добрых людей и худых. Одни из них ревностнейшия последователи святаго закона Божия; другия упрямыя онаго презрители; одни утешаются в объятиях у добродетели, другия подлыя страстей своих невольники; одни не думают, чтоб их желание сии видимыя вещи совершенно удовольствовать могли, но простирают мысли свои далее, а именно: к блаженной вечности; другия, яко безсловесныя животныя, думают, что все человеческия радости с сею жизнию окончаться должны и надеждою будущих лучших благ себя не утешают.
В неделю мытаря и фарисея
Посмотрите, к чему приводит человека гордость и высокомерие, слушатели благочестивые!
Приводит в такую глубокую тьму, что он уже и себя самого рассмотреть в ней не может. Читать далее »
В неделю мытаря и фарисея
Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется. Лук. гл. 18. ст. 14.
Не можно бы кажется поверить, чтоб человек, будучи земля и пепел, вздумал когда гордиться; человек слабый, недостаткам всяким подверженный, а к томуж, ежели его дела разсуждать, и суду Божию повинный, начал превозноситься, да ещё пред самым Богом, пред которым и весь мир есть капля падшая из Окиана. Однако сие бедное животное надымается, возвышается выше кедров ливанских. Сия пылинка высоко о себе мечтает, презирает других, да ещё и братию свою.
Подлинно украсил Бог человека в создании превосходнейшими дарованиями, и умалил его малым чим от Ангел. Но оныя человек по большой части потерял; гордость его обнажила; человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным. А хотяб и подлинно оныя Богом дарованныя совершенства все и доныне в целости находились в человеке: однако оне не надымать нас должны, но возбуждать больше благодарить Богу, и больше смирять себя, что мы, не заслужив ничего, но имеем все; а в знак сея благодарности те дарования употреблять в пользу других. Но как сию богосозданную человеческаго естества красоту гордость разоряет: так напротив падшую паки возставляет смирение. Почему, какое между ими есть различие, в нынешнем слове поучимся. А ты призираяй на смиренныя Боже, предуготовь сердца наша к принятию спасительнаго учения твоего!
Нет никакова гордости с смирением согласия.
В неделю на Закхея
И искаше Иисуса. (Лук. гл. 19. ст. 3.)
Пришедший взыскати и спасти заблудшего человека Господь, слушатели благочестивые! восхотел увидеть, чего люди на земле ищут: и увидел, что многие многая. Возрел вопервых на старцев и книжников: Читать далее »
Въ неделю о Закхеи
И искаше Закхей видети Иисуса. (Лук. гл. 19. ст. 3.)
Как из лука пущенная стрела прямо несется к мете: так человеческий дух естественно стремится к Богу. Обходит он все вещи яко недостойныя себя, и углубляяся в разсматривание красоты не созданнаго существа, находит тут все свое удовольствие. Ибо Бог создал человека ради себя; не в том разуме, акибы имел он в нем нужду, или бы находил в нем для себя какую пользу; но потому говорим, ради себя, чтоб человек не в другой какой созданной вещи, но в нем самом искал своего блаженства, чтоб в нем утопал, яко в Окиане сладостей. Сие воображая Давид радостным духом воспел: Возжада душа моя к тебе Боже! А к нему пристая некоторой церковный учитель сердцем своим к Богу беседует так: Создал ты нас, Господи! ради себя, и не спокоен дух наш, пока не успокоится в тебе.
Сие духа нашего стремление иногда в некоторых слабеет, но совсем истребиться не может. Слабеет оно, когда человек волю дает страстям, и яко младенец наружными вещами прельщается: но возбуждается паки, когда тот же человек пришед в самого себя разсудит несовершенства свои, и усмотрит, что все мнимыя увеселения или прошли, или пройдут, или ещё и в горесть обратятся.
Мы не можем отрещися, чтоб не чувствовали в себе сего сильнейшаго желания наслаждаться умным Бога зрением. Почему изследуем, где мы Бога видеть можем. А ты, не созданная красота, яви нам себя, да разумно видим тя! Читать далее »
В Новый Год
Проходя далее путём нашея жизни, сподобились мы, возлюбленные слушатели! вступить в новое вещей течение: а чрез то ближе к пределу нашему стали. Окончали один год, другой начинаем. Слава тебе премудрый мира правитель! то в безмерной тел бездне и нашего состава частицу не позабыл. Ибо состав наш так ничтожен пред тобою.
Но при сем смущаемся, когда видим, что цвет лет наших напоследок увядает, и всё к тлению непрестанно приближается. Которые яко утреннее солнце восходили, те на конец тёмным западом покрываются: у одних уже определение смерти на лице написано, а и другие не меньше имеют нужду ко Господу взывать: «Скажи мне Господи кончину мою и число дней моих кое-есть». Каковое сие есть естественное таинство! Признаться должно, что темнеет свет в очах наших, и помрачается наша мысль, когда воображаем целый, всех вещей союз, непроницаемой тьмою покрытый: а ещё больше ужасаемся, когда помышляем о бездне вечности, которая все вещей перемены должна в себе сокрыть. Но оставим премудрости Божьи сии столь высокия, и для слабости нашея мало понятныя тонкости. РаЗсудим, какое есть сходство между течением наших лет и дел. Читать далее »